Расходы на рекламу и представительские

К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Основным признаком рекламы в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ является ее направленность неопределенному кругу лиц. В налоговом кодекса мы не видим указаний на способ распространения рекламной информации, при котором расходы на рекламу можно будет учитывать при налогообложении прибыли. Также само понятия "неопределенный круг лиц" не содержит ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о рекламе.
Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях в налоговом кодексе не детализированы, к ним могут относиться такие расходы:

  • взносы (платежи) за участие,
  • стоимость услуг по организации выставки,
  • стоимость услуг по разработке оригинал-макета и последующему изготовлению выставочного стенда, 
  • стоимость аренды выставочной площади, оборудования,
  • стоимость услуг промоутеров и других специально обученных людей
  • стоимость печатной продукции в т.ч. собственного производства, распространяемой на выставочной площади промоутерами (только не призы).
  • прочее

По окончании выставки лучше всего написать (попросить рекламный отдел) отчет, в котором будет указано какое количество, и какие наименования продукции участвовали в выставке в качестве образцов, сколько было передано в качестве рекламной раздачи всем желающим. Для списания со склада оформляется требование-накладная по форме М11, на которой ставят подписи о получении ТМЦ сотрудники, участвующие в выставке.
Полезным будет сохранить каталог выставки, в котором указан перечень всех участников, и присутствует название вашего издательства.
  

Особенности учета представительских расходов

Для успешного ведения бизнеса, поддержания контактов с партнерами, осуществления взаимодействия, руководителям и менеджерам часто приходится проводить представительские мероприятия.
Отметим некоторые особенности, помогающие идентифицировать проводимое мероприятие как представительское.

  • в мероприятии должны участвовать должностные лица организации
  • в мероприятии должны принимать участие приглашенные лица, представители приглашенных организаций
  • целью проведения мероприятия обычно является вербальное общение участников, зачастую проведение переговоров,
  • для проведения мероприятия обычно заранее утверждается программа.

Сложности встречаются не только в определении, относится ли к представительским проведенное мероприятие, но и какие расходы, понесенные в рамках организации этого мероприятия, типография может учесть по статье «представительские расходы».
Для документального оформления расходов на представительские мероприятия мы рекомендуем составлять следующие документы:

  • Приказ на проведение мероприятия с указанием места, времени, цели, участников со стороны издательства, приглашенных представителей.
  • Смету на осуществление представительских расходов
  • Программу мероприятия
  • Отчет о проведенном мероприятии
  • Отчет о произведенных расходах с приложением первичных документов.


Перечень расходов на представительские цели отражен в п.2 ст.264 Налогового кодекса РФ.

«2. К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.»
Как видно из первоисточника, не вытекает однозначного трактования перечня расходов на представительские цели. Например, не понятно, что законодатель имел ввиду под определением  «буфетное обслуживание».
Итак, попробуем разобраться. Первым делом к представительским расходам относятся «расходы на проведение официального приема». Далее, через запятую, к ним относятся «транспортное обеспечение доставки… лиц к месту проведения представительского мероприятия… и обратно», «буфетное обслуживание во время переговоров», «оплата услуг переводчиков». На первый взгляд получается, что перечень закрытый.
Что же подразумевалось под расходами на проведение официального приема. Это как раз и есть ключевая фраза, т.к. детализации самих расходов попросту нет. Следовательно, все расходы, которые относятся к расходам на проведение официального приема, оформленные в соответствии с требованиями законодательства и экономически обоснованны, можно учесть в составе этих расходов.

Важным элементом расходов на проведение представительского мероприятия является стоимость продуктов питания, съеденных участниками и стоимость выпитого спиртного. По нашему мнению, эти расходы можно включить в представительские. Такого же мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа (постановление от16.07.2008 г. № А56-15358/2007).
Можно ли включить в представительские расходы стоимость сувениров, вручаемых на мероприятии участникам, а вмести с ними и печатную продукцию? Существует мнение налоговиков, что можно. Это отражено в письме УФНС России по г.Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, с уточнением, что на сувенирах должна быть символика компании.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Если все-таки в рамках проведения представительского мероприятия имели место различные развлечения, то их стоимость лучше всего учесть за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.
И не стоит забывать, что статья «представительские расходы» является нормируемой, т.е. для целей налогообложения возможно учесть только сумму, не превышающую 4 процентов от расходов на оплату труда. Эта предельная величина рассчитывается в соотношении к расчетной базе: сумме всех расходов на оплату труда нарастающим итогом с начала года.

Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя:
Номер телефона:
 
Нажимая на кнопку «Заказать консультацию», я даю согласие на обработку персональных данных.