Рекомендации по организации аналитического учета материалов в полиграфическом предприятии

Учет материалов осуществляется на счете 10 «Материалы» по субсчетам.

Материалы, используемые в процессе производства, учитываются на счете 10, субсчет 1. В момент приобретения материалов бухгалтер отражает эту хозяйственную операцию проводкой Дт 10 субсчет 1 Кт 60 (76).

Аналитика 10 счета субсчет 1 ведется в разрезе видов материалов: бумага, картон, переплетные материалы, лаки и краски, пластины, фольга, пр. Возможна более подробная детализация, например, «бумага мелованная матовая листовая», в зависимости от разнообразия используемых в производстве материалов. В системе учета материалов важно применение единообразных единиц учета. По возможности система учета материалов в типографии должна обеспечивать возможность легкого сопоставления единиц учета типографии с единицами учета предприятий-поставщиков. В случае применения различных единиц измерения в типографии и у поставщика, бухгалтеру придется составлять бухгалтерские справки пересчета этих единиц. Например, полиграфическое предприятие может учитывать бумагу в ролях, в листах, в пачках, при этом поставщик производит учет бумаги в килограммах или тоннах. Следовательно, возникает необходимость произвести пересчет килограммов или тонн бумаги в те единицы, которые применяются в учете типографии.
Система аналитики материалов должна содержать подробную информацию о качественных отличиях каждого вида материалов:
- бумага: тип, вид, размер (формат), плотность, количестве в упаковке, вид единицы хранения (роль, пачка, пр.);
- краски: тип, вид, цвет, номер, прочие технические характеристики;
- пластины: размер, количество в упаковке, прочие технические характеристики
- и т.п.

Давальческое сырье

Зачастую заказчик размещает заказ на полиграфическое исполнение печатной продукции и поставляет в типографию собственную бумагу. В этом случае заказчик несет ответственность за качество поставленных материалов и в случае возникновения брака не по вине типографии не может предъявлять претензии.
Передача бумаги полиграфическому предприятию оформляется документом на перемещение: накладная по форме М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону». Такая передача материалов не предполагает переход права собственности и не является реализацией для заказчика и покупкой для типографии. В бухгалтерском учете типографии учет полученного давальческого сырья осуществляется на забалансовой счете 003 «Материалы, принятые в переработку» в единицах измерения, соответствующих документам поставки, в количественном выражении с учетом условной стоимости, определяемой условиями договора. Стоимость обязательно оговаривается, т.к. она является некой расчетной величиной по которой будет рассчитываться ущерб, нанесенный заказчику типографией, в случае забраковки.
Использование давальческого сырья осуществляется в фактическом количестве в соответствии с нормами расхода данного вида материала, утвержденного для данного печатного (постпечатного) процессов. Списание с забалансового учета осуществляется на основании акта выполненных работ, подписанного заказчиком в использованном размере.
При отгрузке готовой печатной продукции вместе с товаросопроводительными документами типография обязана представить заказчику отчет об использовании материалов (давальческого сырья). Т.к. унифицированная форма этого документа не утверждена, может применяться произвольная форма документа, соответствующая требованиям Закона «О бухгалтерском учете». Рекомендуем утвердить форму этого документа в качестве приложения к договору типографии с заказчиком.
В случае, когда использованы не все материалы, остаток возвращается заказчику. По договоренности остаток сырья может быть приобретен типографией по отдельно оговоренной цене.

 

Заказать бесплатную консультацию
Ваше имя:
Номер телефона:
 
Нажимая на кнопку «Заказать консультацию», я даю согласие на обработку персональных данных.